Принято решением педагогического
совета школы
протокол № ____
«30»__08_____ 20___ г.
Утверждаю
Директор МКОУ «НижнеСыповская основная
общеобразовательная
школа»
________ Р.В. Мухамадьяров
«_30_»_____08____2017 г.
Положение о библиотеке
МКОУ «Нижне-Сыповская основная общеобразовательная школа»
I. Общие положения
1. Библиотека является отделом, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки школы (далее - библиотека) отражается в уставе
общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими
и
справочными
документами
учитывается
при
лицензировании школы.
3. Цели библиотеки школы соотносятся с целями общеобразовательного
учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего
органа
управления
образованием,
уставом
общеобразовательного
учреждения,
положением
о
библиотеке,
утвержденном директором общеобразовательного учреждения.
5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг
и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке
общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
д) Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с
требованиями ФГОС.
е) Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими
пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС НОО.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а)
формирует
фонд
библиотечно-информационных
общеобразовательного учреждения:
ресурсов
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном
учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного
учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательного учреждения;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает
продукции;
информирование
пользователей
в) осуществляет дифференцированное
обслуживание обучающихся:
об
информационной
библиотечно-информационное
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся
(просмотр
видеофильмов,
CD-дисков,
презентации
развивающих
компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в
классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их
наличии);
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, оказывает содействие при организации
внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС
НОО, содействует развитию критического мышления
г) осуществляет дифференцированное
обслуживание педагогических работников:
библиотечно-информационное
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений
и
публикаций),
информирование
руководства
общеобразовательного
учреждения
по
вопросам
управления
образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы
поступлениях в библиотеку;
пользователей
и
информирует
о
новых
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной
учреждении обязательно.
библиотеки
в
общеобразовательном
4.2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент,
читальный
зал),
включает
отделы
учебников,
информационнобиблиографической работы, фонд.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.4.
Библиотека
вправе
предоставлять
платные
библиотечноинформационные услуги, перечень которых определяется уставом
общеобразовательного учреждения
4.5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материальнотехнической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий,
комплектование фонда документов.
4.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки
информатизации образования и в пределах средств,
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
в условиях
выделяемых
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.7. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом
учреждения.
4.9. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка
общеобразовательного учреждения и закрепляется приказом директора. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• одного часа рабочего
внутрибиблиотечной работы;
времени
ежедневно
на
выполнение
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
4.10. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы
взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской
Федерации.
4.11.Наличие укомплектованной
реализующей ФГОС
библиотеки
в
начальной
школе,
V. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки
руководитель общеобразовательного учреждения.
осуществляет
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом
и
руководителем
общеобразовательного
учреждения,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного
учреждения.
5.4.
Заведующий
библиотекой
назначается
руководителем
общеобразовательного учреждения, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием, учреждения системы переподготовки и
повышения квалификации, регионального информационного центра.
5.6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на
основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке
общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм
времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3
февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
5.7. Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется его
уставом.
5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного
учреждения
и
положении
о
библиотеке
общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
общеобразовательного
учреждения,
утвержденными
руководителем
общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и
премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке,
определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном
общеобразовательного учреждения;
порядке
перед
руководителем
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
и
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных
услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения,
родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1
месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.